На главную страницу

 

 

 

 

К оглавлению

Назад

Далее

 

 

"Никому не дано право сжигать Жанну д'Арк !"

 

"Не нужно думать, что высокие достижения обезопасят от чудовищ мрака. Наоборот, Свет укажет новые чудовища, и злоба их непомерна. Тужить об этом не будем, ибо чудища - ножки престола. Недаром священные предметы изображаются на животных подставках. Но это соображение не избавит от бдительности ".

"Сердце", 259

 

Вокруг Центра Рерихов сконцентрировались мощные силы общественности, самой лучшей и стойкой ее части, способной решать большие дела. Этого-то больше всего и боятся противники Рерихов. Горит под "плоскими" земля-матушка. Потому измышляют они все новые и новые козни и раздувают новый инквизиторский костер.

"Сжечь Жанну д'Арк!" Это желание тьмы, идущее от веков, не оставляет врагов ее и поныне. В острой борьбе двух начал - добра и зла, света и тьмы, созидателей и разрушителей, в последней битве за Учение, в неимоверном напряжении всех душевных сил, на самом острие бритвы возникают давнишние картины средневековья: горящие костры, на которых корчатся ведуньи... Я вижу самодовольную физиономию Кошона, как две капли воды похожего на Рыбакова. Кошона, главного инквизитора, отправившего Жанну на костер... Монаха-провокатора Лауазелера, с лицом Тоотс, предателем все той же Жанны, подосланным Кошоном в темницу к Жанне под видом, якобы, борца за правду, с целью вырвать из уст компрометирующее ее признание, для мотивирования задуманного против нее злодейства, выпытать о связи с Высшим, Горним миром, которая вела ее на борьбу за освобождение народа Франции от столетнего засилия англичан... Я вижу среди них того же двуликого и жалкого дофина, коронованного Жанной на престол, который до сих пор мечется в поисках взаимности с сильными мира сего и опять так же, как и тогда, изнутри, из цитадели ее духа, постоянно предает Жанну вместе с "волками", заботливо взращенным и оставленным "экспертами" в самой цитадели, и пока не опознанным самой Л.В. в пылу борьбы с внешним врагом. Сколько таких еще бросит карма под ее колесо...

 

 

Рукопашная

 

Интервью с бывшим собкорром Гостелерадио СССР в Индии Сергеем Алексеевым в апрельском номере газеты "Сегодня" за 1994 год по "аромату" оказалось очень схожим с письмом Мэри к Рыбакову, предшествующим выходу Постановления 1121. Как горько плакал Сережа на похоронах Святослава Николаевича и называл его святым отцом! В своей телевизионной передаче "Воскресенье" посмел даже встать в защиту воли мудреца, а теперь назвал его "бабником и самым непутевым из всех Рерихов". То есть, Сережу надо понимать так: все Рерихи, якобы, непутевые, а Святослав Николаевич особенно, и аргумент простой: "У него не было других разговоров, как только исключительно о женщинах", и что "ему ужасно надоели эти ненормальные, которые приходили и спрашивали про связь с космосом". Неважно, что нормальному человеку понятно, почему разговор Великого мудреца с Сережей был лишь на одну тему - по сознанию пришедшего, главное - опять его величество "прецедент". Вот и "эксперты", оставшиеся "с носом" в те майские дни 1990 года, когда Л.В. везла наследие в Россию, и уползшие куда-то в щели в дни демократических свершений в стране, когда накипевшая ненависть народа вылилась в свержение монумента кровавому Ф.Дзержинскому, снова пустили в ход свои щупальца. Опасным становится для сил неправедных Международный Центр Рерихов, коли организации, оттирающие ранее в сторону любого конкурента, объединились "дружить против" МЦР, объединились, чтобы "разжечь костер для сожжения Жанны д'Арк"...

Очередные подметные письма, уже исчисляющиеся сотнями страниц со всяким "звуковым и видеорядом" в придачу за подписью генерального секретаря международной ассоциации "Мир через Культуру" Э.В.Балашова, прекрасного поэта, но абсолютно бесхребетного и слабого человека, полностью растворившегося в отравленной ауре хозяина, подменившей ему собой Иерархию Света, и помощника президента ассоциации Е.Базыкиной были направлены во все концы света. Адреса этих писем с их "главным документом" - видеопленкой были разные: их слали Генеральному прокурору РФ, на центральное телевидение, президенту РФ, во все рериховские организации и т.д. и т.п. Расчет был прост: вдохновить высокопоставленного мужа еще раз окунуться в это пахучее варево, дабы изменить ситуацию в свою пользу, пользу "плоских".

В основу "видеоряда" кинопленки, была положена все та же грязная клевета все тех же авторов. Но больше всего удручало надругательство над беззащитной и беспомощной в своей болезни Девикой Рани Рерих, накануне смерти мужа тяжело и с последствиями для здоровья перенесшей инсульт. Было больно смотреть на ту сцену, где довольная своей безнаказанностью Мэри бесцеремонно, под хохот челяди, совала в дрожащие от ужаса руки вдовы, якобы, текст ее письма в адрес президента РФ. Сквозь бланк было видно, что он был пуст. Каждому нормальному человеку, видевшему эти сцены, понятно, что происходит в кадре, какими бы титрами он ни сопровождался. Но для стряпчих это было неважно, важен был лишь сам "прецедент". Широкое одурачивание общественности шло под шапкой "консультативный рериховскии комитет считает своим нравственным и гражданским долгом познакомить широкую общественность с материалами независимого исследования "Национальное достояние России не козырная карта в фальшивой колоде. Почти все о судьбе наследия Рерихов". Данное исследование, построенное на обширном фактологическом материале, - пишется далее в нем, - освещает ключевые события в рериховском движении с момента организации Советского Фонда Рерихов и по настоящее время, оказавшем непосредственное влияние на сложившуюся ситуацию: владеть ли России наследием семьи Рерихов в качестве национального достояния. Мы будем признательны, если данная проблема окажется достойной ваших профессиональных и гражданских интересов. Ждем вас 10 октября 1994 года в 10 часов в музее искусств народов Востока".

Амбициозный лозунг "если не нам, то никому", не стесняясь был брошен очередной раз костью невзыскательной толпе, которая заметно редела, оставляя в их рядах лишь беспросветно зомбированных и действительно "профессионалов".

 

Одновременно с ними "идеологи" на арену борьбы с Центром выводят служителей культа, которым Учение Рерихов давно застило свет. Новоиспеченный, совсем молодой и потому неистовый диакон Андрей Кураев начал усердно плести сети вокруг имени Рерихов и Живой Этики. Почувствовав в ней главного врага, церковь приняла все меры, накопленные за годы тоталитарного режима в ее стенах. Кураев не стеснялся в выражениях, невежественно трактуя каждую строчку в письмах Елены Ивановны и Учения, отрывая мысль от контекста и перекраивая все на свой лад... Он рассчитывал на бескультурье аудитории, абсолютно не знающей существа философского Учения, не умеющей отличить Христово Учение, Христову церковь от тоталитаризма церковников, рассчитывая на опыт пятидесятых годов: "Я не читал Пастернака, но клеймлю его позором". Безнравственность, творившаяся во всех сферах власти в стране, была им на руку. Перестройки и кровавые распри, происходящие во властных структурах, порождали противоречивые явления и в области духа. В Россию устремились миссионеры разных толков и направлений. Каких только сект ни оказалось на плаву, "калифов на час". Но особым звеном в этой цепи стояло, так называемое, киевское "Белое Братство". Искушенным в борьбе за существование общественной организации, как день было ясно, кто стоит за этими провокаторами, и почему надо было дискредитировать само название этого действительно существующего на планете Высокого Братства Махатм...

Недолго продержались киевляне. Невежество поглотило их. "Миссия" провокаторов была с треском провалена. Не нашлось желающих отождествлять их сектантскую разрушительную деятельность с созидательной, культурной деятельностью рериховского движения, утвердившегося во всем мире. На суде они проговорились об истинных целях, поставленных перед ними, потому сам процесс быстро скомкали, и он исчез с поля зрения общественности. Но прецедент остался. И, вместе с "разоблачительными" усилиями диакона Кураева, в декабре 1994 года лег в основу решения Архиерейского Собора, на котором отлучили Рерихов и Е.П.Блаватскую от церкви. Отлучили уже мертвых! В воинствующем раже, не подумав, что это уж совсем не по-христиански. Пастыри были неразборчивы в средствах и безграмотны. Да и откуда было сегодня взяться другим? Как рассказывала мне еще мама, а она еще девочкой в это время пела на клиросе в деревенской церкви самарской губернии, - за годы тоталитаризма истинные святители земли русской оказались на том свете, а эти "красные" попы, как справедливо окрестили тогда в народе тех, кто в угоду новой власти демонстративно снимал с себя кресты и говорил, что бога нет, отдавая церкви на поругание, пришли сегодня из разгромленных райкомов и спецслужб. Появление мыслящего пастыря грозило такой же расправой, как и Александру Меню, убитому чуть ли не в своем приходе. Он был белой вороной среди своих коллег. Пытаясь предотвратить жестокие межконфессиональные распри, нес знания людям. На страницах книг и в многочисленных статьях в газетах и журналах не раз утверждал единство Источника всех религий.

Сразу же после заседания Архиерейского собора диакон А.Кураев выпустил трехтысячным тиражом брошюру "Об отлучении Рерихов от церкви", рекомендованную к печати отделом религиозного образования и катехизации Московской патриархии. Кураев начинает без замысловатостей: "Я сначала скажу, чем является рериховское движение, а потом поясню свою позицию. Рериховское движение в России - нелегальная религиозная секта оккультно-антихристианского характера"?..

Казалось бы, комментарии излишни. Но представить общественную, культурную организацию, зарегистрированную и в Организации Объединенных Наций как секту! И здесь уже вряд ли можно помочь Кураеву, лишь только констатировать факт полного невежества и беспрекословного повиновения не силам света... А Кураев -декан философско-богословского факультета Российского православного университета и старший научный сотрудник кафедры истории религии философского факультета МГУ. МГУ - гордости бывшего СССР.

Но это были лишь "цветики"...

Вслед за конфессионерами в борьбу против Шапошниковой и Рерихов вступили "большие оригиналы" нового времени: несостоявшийся актер О.Шишкин и профессор А.Сенкевич. Они взялись за имя Рерихов с другой, самой нелепой и потому оказавшейся для некоторых средств массовой информации необыкновенно "сенсационной" стороны.

В середине ноября 1994 года в ряде российских и латвийских газет появились публикации о возможной причастности Николая Константиновича и Юрия Рерихов к деятельности советских спецслужб!

"Не исключено, - в противовес газете "Сегодня" пишет газета "Культура" 25 ноября 1994 года, - что суровое обвинение создателей Живой Этики вызвано развернувшейся после смерти последнего из Рерихов борьбой за внушительное наследство, включающее, кроме всего прочего, обнаруженные на швейцарском счету 35 миллионов долларов и 380 редчайших ювелирных изделий, часть из которых уже пропала".

И опять на страницах газет, пресс-конференциях завязался жестокий рукопашный бой. В газетах "Культура" и "Вечерняя Москва" от 18 ноября того же года была опубликована статья Л.В. "Николай Рерих - мыслитель или шпион?" В ней она "подстрелила влет" клеветников с их домыслами:

"Тира Уэйр хорошо разбиралась в делах своего мужа, английского резидента в Сиккиме и старалась помогать в его тайной работе. Она поудобнее села за стол, положила перед собой бумагу, старательно вывела: "Неофициальный отчет о Рериховском вопросе". Она ясно понимала, что изложенное ею заинтересует Хауэлла, секретаря по делам иностранцев при правительстве Индии. Тем более, что и сам он просил ее изложить соображения.

"Когда я сопровождала мужа в его тибетской миссии в Лхасу в 1930 году, - писала Тира, - я поняла, что мысль Тибета, которая находится под влиянием пророчеств и монастырских писаний, направлена на ожидаемый грандиозный сдвиг во всей стране. Действительные сроки этого сдвига различны и неясны, как и описание самого сдвига. Каждый монастырь имеет собственное фантастическое представление об этом, но один факт признается всем Тибетом. Это - приход, и чем скорее, тем лучше. Общая идея сводится к "Майтрейе" или грядущему Будде, который должен появиться через 100-200 лет... Ему будут предшествовать два завоевателя. Первый придет с Запада. Он будет иностранцем и не буддистом, и он завоюет всю страну...

Как и остальной мир, Тибет участвует в скрытом советском движении. Несомненно, что в различных монастырях уже есть советские агенты.

Завоеватели придут с Запада и Севера, и почему они не могут быть русскими? Другими словами, почему один из них не может быть Юрием "де Рерихом", человеком, который изучил мудрость лам, соединив ее с западным образованием и поддержкой Советов?..

Изумляющее упорство, способности и амбиции семьи Рерихов нельзя отрицать. Я твердо убеждена, что они, Рерихи, полностью готовы даже сейчас к любому политическому кризису, который может возникнуть в любой момент в Центральной Азии. Смерть далай-ламы может легко ускорить события".

Я вспомнила о Тире Уэйр, читая некоторые московские газеты, - продолжает Л.В. в своей статье. - Недавно в газете "Сегодня" напечатана статья О.Шишкина "Н.К.Рерих в объятиях "наглого монстра". О великом художнике, в частности, сообщается: "Глава диверсионного отряда, в задачу которого входило покушение на далай-ламу XIII и свержение тибетского правительства". Итак, спустя более чем 60 лет, у Тиры появились единомышленники. И фантастическая идея нашла поддержку в России, в той стране, которую она боялась и которую не любила.

Однако, даже английская разведка, следившая за Рерихами, имела свой предел. "Установлено, что никогда не было известно определенно, что он, Н.К.Рерих, является коммунистическим агентом. Конечно, это никогда не было доказано. Если бы это было установлено, тогда все^было бы давно прекращено." (Из отчета П.К.Бэмфорда от 05.12.29 г.) Иными словами, Рерихов бы выслали из Индии немедленно. Однако, этого не случилось.

Агент английской разведки полковник А.Е.Махон, специально приставленный к Рерихам, писал секретарю правительства Индии в апреле 1931 года: "Вам, возможно, будет интересно узнать, что старик (т.е. Н.К.Рерих) занят своими картинами и пишет книгу... Они (т.е. Рерихи) начали создавать здесь небольшой музей... Я слежу за их действиями и дам вам знать, если что не так, но в настоящее время, я уверен, они безвредны, хотя и эксцентричны".

Лучшая разведка мира, английская, понимала, что подозрения в отношении Рерихов никогда не подтвердятся. Чиновники просто выполняли тягостную для них рутинную работу. Тира Уэйр оживила эту рутину на некоторое время. Один из чиновников написал на копии ее отчета: "Я прочел эти бумаги с огромным интересом, они хороши, как роман Эдгара Уоллеса".

Но бессмертный дух Тиры Уэйр вдохновил российских "фантастов". В статье О.Шишкина предпринята малодостойная попытка доказать, что Н.К.Рерих был советским шпионом. На чем базируется его версия? На некоем документе от 1893 года о том, что находящиеся под негласным надзором супруги Водовозовы имели отношения со студентами Пивоваровым и Николаем Рерихом. На известных фактах 1918 года: разграблении имущества Рериха (сам он тогда лечился в Финляндии), переезде Рерихов в Швецию, проведении там выставки и получении паспорта Временного правительства России. (В своем очерке "Призраки" Рерих упоминает о господине, предлагавшем ему приехать с картинами в Германию и своем отказе). Известно и то, что Рерих возмущался поведением большевиков. Далее, в Лондоне, куда в 1920 году переехали Рерихи, английская разведка вела за их домом наблюдение. Также известно об отказе Н.К.Рериха войти в интернациональный журнал. И наконец, за три месяца до выхода Центрально-Азиатской экспедиции Рериха из Урги, в 1927 году в разведотдел Средне-Азиатского военного округа пришла из Внутренней Монголии депеша, содержащая информацию о желании "уничтожить далай-ламу".

Надо, конечно, обладать неуемным воображением или страстным желанием сделать из Рериха Штирлица, чтобы сложить все это в странный узор несуществующих доказательств. Между вышеперечисленными фактами заливается состав, который должен образовать фигуру "командира диверсионного отряда". Этот состав замешан на вымысле или домысле, - продолжает Л.В. - К области стихийного разгула авторской мысли относится бездоказательное утверждение, что знакомство с Водовозовым, который был или, быть может, не был сподвижником Александра Ульянова, "существенно повлияло на мировоззрение художника", "зачисление "Общины", одной из книг серии Живой Этики, связанной с космической эволюцией человечества, в разряд народнической литературы. Несостоятельна попытка увязать рериховский очерк "Призраки" с событиями в Германии в 1918 году. Самый поразительный момент в авторских измышлениях связан с В.А.Шибаевым, который несколько лет работал секретарем Н.К.Рериха. Этот скромный, с физическим недостатком человек предстает в качестве "связного Коминтерна". "Какого-то неизвестного иностранца арестовывают в редакции "Рабочий Дредноут", никто не знает его фамилии, значит это Шибаев! Шибаев был горбат: кому в голову пришла бы "блестящая" мысль сделать человека с такой приметой связным? Этот "связной" приезжал по приглашению Рериха в Индию в 1924 году и вскоре уехал в Европу, а вернулся лишь в 1928 году, когда началось формирование компартии Индии, которая в результате действий английской разведки надолго оказалась в изоляции от Коминтерна. А тут "связной Коминтерна" пожил несколько месяцев в Индии, да еще в самом глухом горном районе Дарджилинге, а потом взял да и уехал. Где донесения этого агента? Если принять авторскую систему доказательств, то любого из нас можно превратить в шпиона. Что, собственно, и делалось в годы сталинских репрессий. Ведь назван в той же газете Международный Центр Рерихов Международным Центром разведслужбы! Сенсация с новонайденным Штирлицем оказалась столь привлекательной, что ее тут же продублировали две уважаемые отечественные радиостанции. Из этих передач мы узнали, что Центрально-Азиатскую экспедицию финансировал Коминтерн. Доказательства обезоруживают своим невежеством: "Рерих хотел поехать в экспедицию, но эту экспедицию могла субсидировать только такая организация?" Между тем, всему миру известно, что Центрально-Азиатскую экспедицию финансировали американские рериховские организации, в том числе и музей Н.К.Рериха в Нью-Йорке. Именно авторы биографии Рериха в серии ЖЗЛ, на неосведомленность которых ссылается Шишкин, объясняют "таинственный" визит Рериха в Америку тем, что он принял предложение директора Чикагского института искусств организовать в США свои выставки и заработать таким образом на, якобы, "финансируемую Коминтерном" экспедицию. Дальше-больше. О.Шишкин повторил старые измышления о том, что Рерих раздаривал драгоценные камни, хотя сам Н.К.Рерих писал об этом как о вымысле. Профессор А.Сенкевич в радиопередаче на радиостанции "Юность" превратил эти несуществующие камни в "церковное имущество, награбленное большевиками" и переправленное Рериху в качестве зарплаты, и на полном серьезе предложил послать в Индию эксперта, чтобы вернуть нашей церкви награбленное. В сотрудники Рериха были зачислены все советские дипломаты, которых он встретил по маршруту своей экспедиции через китайский Синьцзян. Сам Николай Константинович оказался не только агентом Коминтерна и советской разведки, но, оказывается, сотрудничал еще до революции с военной разведкой российского Генштаба...

В России предпринимается откровенная попытка уничтожить успешно работающую общественную культурную организацию. В ход пускаются и запугивания, и стремление лишить Центр Рерихов здания, в котором расположен музей Н.К.Рериха, и клевета, и доносы и т.п. Теперь вот взялись за самого Рериха и его семью. Большой поэт сказал, "если зажигаются звезды, значит это кому-то надо". Я могу добавить к этому, - завершает в печальном раздумье свою статью Л.В., - если гасят звезды, то это тоже кому-то надо. Разве наш народ не достоин Света?"

 

18 ноября 1994 года в Международном Центре состоялась пресс-конференция в защиту имени Рерихов. Были приглашены и Шишкин с Сенкевичем, но никто из них не явился. Вместо визита доктор филологических наук и член Союза писателей А.Сенкевич прислал письмо, в котором он написал: "Мне прискорбно видеть, как тысячи людей, очарованные талантом Рерихов, становятся послушниками у новоявленных гуру. Я убежден, что работа на пользу одной из государственных организаций, стоящих на страже интересов нашей страны, сама по себе никак не может скомпрометировать гражданина и художника".

"Если бы Рерих был нашим разведчиком, мы сказали бы об этом с гордостью", - сказал корреспонденту газеты "Собеседник" руководитель пресс-бюро СВР Юрий Кобаладзе, - никаких записей о том, что Рерих был нашим сотрудником или выполнял какие-то задания, в архивах служб внешней разведки нет. Да, он обращался к советским властям, в частности в МИД, с просьбой оказать помощь в проведении экспедиции. Более того, его принимал начальник разведки Трилиссер, но это были 1926-1927 годы, и иначе быть не могло. Трилиссер поручил резиденту Блюмкину оказать всяческое содействие ученому, а потом из резиденции все материалы были доставлены в Москву, где и пролежали в архиве СВР мертвым грузом семьдесят лет. Был момент, принесший сумятицу. В 1953 году произошло недоразумение, когда папка с документами на Рериха была объединена с папкой на "Буддиста", нашего сотрудника, имевшего такой псевдоним. Случилось это по причине неосведомленности архивного работника, нашедшего в рериховских записях нечто общее с "буддистскими": "Шамбала", "Тибет", "буддизм". Мы разобрали этот вопрос, нашли настоящего "Буддиста," не имеющего ничего общего с Рерихом и даже работавшего в другое время. Но с нашей разведкой Рерих связан не был. Я заявляю это официально".

Для информации: материалы, упомянутые представителем СВР и семьдесят лет пролежавшие в их архиве, после устранения недоразумения были переданы в день открытия международной конференции, посвященной стодвадцатилетию со дня рождения Н.К.Рериха, представителем службы СВР Татьяной Самойлис в руки Л.В.Шапошниковой.

На пресс-конференцию в защиту имени Рерихов пришло и приехало столько народу, что три огромных зала усадьбы МЦР не могли вместить желающих. Здесь были академики, убеленные сединой, деятели культуры и науки, приехали директора музеев из новгородской области и Риги, представители рериховских обществ из всех стран СНГ и России, приехали даже из далекого Норильска. Всех до глубины души задели кощунственные домыслы Шишкиных, сенкевичей и диаконов кураевых. Все уже научились понимать, ради чего и кого была изобретена вся эта очередная клевета. МЦР и Л.В.Шапошникову засыпали в очередной раз телеграммами и письмами, они требовали призвать авторов пасквилей к справедливому ответу. Пришло послание из Нью-Йорка от директора музея Рериха Даниэла Энтина: "Я был шокирован, прочитав клеветническую статью на страницах газеты "Сегодня" от 17.09.94 г., обвиняющую Вас, Международный Центр и наших Рерихов в том, что вы - агенты разведки или, попросту говоря, шпионы. Поскольку, вне всякого сомнения, это безобразная клевета, то единственно приемлемым ответом в данном случае является юридический. Из всех имеющихся статей, дневников и других материалов я могу утверждать, что финансирование экспедиций Рериха, основания и содержания Института Гималайских исследований "Урусвати" почти полностью осуществлялись рериховскими организациями Нью-Йорка, а не из Москвы ОГПУ и Коминтерном, как заявляют в статье".

 

Из выступлений на пресс-конференции:

Л. В. Шапошникова:

- Сначала нападки шли на меня лично и на Центр. Теперь взялись за Рерихов и Учение. Дьякон Кураев пытается возвести Живую Этику в ранг религии. Но это учение, которое прежде всего связано с наукой, культурой. С точки зрения Кураева можно критиковать и учение Вернадского, и теорию относительности Эйнштейна. Сейчас православная церковь отталкивает все новое, в том числе и мысль не религиозную. Ей нужно расчистить пространство. Но я была бы наивна, если бы полагала, что все наступления на Центр Рерихов это какие-то отдельные моменты. На самом деле они тесно слиты и являются частью наступления на русскую культуру, на великих ее деятелей. Прислушайтесь, уже кричат на собрании писателей в Орле, что Тургенев тоже был русский шпион.

А.Л.Яншин, академик, советник Президиума Российской Академии наук:

- Я задаюсь вопросом, какая же совесть должна быть у человека, чтобы написать все эти гнусности? Меня интересовали причины, которые побудили редакцию газеты опубликовать этот пасквиль. Мы ведь сейчас от недостроенного коммунизма переходим не к современному капитализму, а к первобытному конца восемнадцатого - начала девятнадцатого веков, когда шло накопление капитала любою ценою, любыми преступлениями. И редакция решила обогатиться такими средствами? Сенсация! Тираж нарасхват, экономически выгодно!

Н.С.Бондарчук, заслуженная артистка республики, кинорежиссер:

- На свое выступление на радио "Юность" профессор получил такой звонок от слушательницы: "Здравствуйте. Я хочу задать вопрос Сенкевичу. Не считаете ли вы после таких вот ваших исследований и выводов, что Иисус Христос тоже был ставленник КГБ?" А Сенкевич отвечает: "Вы знаете, я ценю вашу иронию, но дело в том, что деятельность Н.Рериха никакого отношения не имеет к христианству". Вот она смычка "тех" и "этих", проговорился-таки профессор в раже усердствования. Надо же, - продолжает Бондарчук, - а соборы, расписанные Рерихом? А его мозаика в храмах? А часовни во имя преподобного Сергия, которые он по всей планете ставил и освящал? "И негоже, - продолжал Сенкевич, - нам создавать новую религию. А этим занимается Людмила Васильевна Шапошникова". А нас всех назвал "рерихнувшимися"... В числе тех, кто любил и понимал Рерихов были Стасов, Куинджи, Репин, Менделеев, Владимир Соловьев, Блок, Ключевский, Костомаров, Римский-Корсаков, Стравинский, Сергей Соловьев, Клюев, Андрей Белый, Горький, Рабиндранат Тагор, Чарли Чаплин, Хемингуэй... Список можно продолжить. В Защиту Международного Центра Рерихов встали Дмитрий Сергеевич Лихачев, Анатолий Карпов, Никита Михалков, Сергей Бондарчук. Оказывается, пишет Олег Шишкин в газете "Сегодня", Елена Ивановна Рерих "страдала эпилептической аурой, у нее были слуховые и зрительные галлюцинации". Бедные святые всех времен и народов! У них тоже были эти самые "звуковые и зрительные галлюцинации с эпилептической аурой". Двенадцать раз удостоился видений Божьей Матери батюшка Серафим Саровский, высокочтимый семьей Рерихов и особенно Святославом Николаевичем Рерихом. И последний наш русский святой Иоанн Кронштадтский тоже имел высокие пророческие видения. Именно он был духовным отцом матери Н.К.Рериха, чтил и любил всю семью. Именно он предсказал Николаю Константиновичу, что много тот потрудится для России... Я хочу сказать, что наступление на Центр Рерихов - это единый целенаправленный поход людей, которые быстро перекинулись в конъюнктуру церковности, демократии. Но там нет ни того, ни другого. Там есть переброшенные связи, и ведут они не в лучшие круги КГБ. Уверяю вас, что за многими рясами можно увидеть погоны. И эти люди возглавляют сейчас определенные посты, и им очень не нужны святые. Я только что со своими детьми объединения "Бэмби" вернулась из Михайловского, от могилы Александра Сергеевича Пушкина в Святогорском монастыре. Сейчас там братия церковная и те, кто ее возглавляют, во всеуслышание заявляют: "Уберите своего Пушкина из нашего монастыря". Так. Уберите нашего Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Рериха, Толстого. Кто с нами останется? Может быть у них сейчас страх перед разоблачением, потому что грядет новая наука? Центр Рерихов делает гигантское дело. Самое главное дело для России - объединение людей через культуру, науку, высокое религиозное мышление, не религию, а религиозное мышление, свободное от догм! И потому сюда идут самые большие стрелы. Надо объединить наши усилия и знать, что мы находимся на самом важном и главном рубеже. Сейчас сдать эти позиции значит снова оказаться в болоте невежества".

 

Для Рерихов не нова клевета, "клевета поощряемая", как еще при жизни записал в своем дневнике от 15.11.46 г. Н.К.Рерих: "Иногда приемы клеветников совершенно примитивны. Например, повадился к нам молоденький офицерик Геринг, якобы, приехавший на рыбную ловлю. Приходил, чай пил и квас, много болтал, так что нам и говорить-то не приходилось. Потом мы случайно узнали, что он для выдвижения по службе строчил на нас доносы, да такие нелепые, что из Дели предложили ему прекратить такое клеветничество. Сколько энергии затрачивалось на отражение ядовитых стрел".

"Известно, что человек опровергает любую клевету своей жизнью, своими делами, - пишет Л.В. Шапошникова в газете "Подмосковье" от 25 февраля 1995 г. - Великий русский художник и его супруга Елена Ивановна Рерих более двадцати лет прожили в Индии. Главным плодом их совместного творчества стало философское учение Живая Этика или Агни Йога. Труд был исполнен в тесном сотрудничестве с духовными Учителями, традицию которых Восток хранил в течение тысячелетий. Живая Этика стала уникальным произведением, объединившим мысль Востока и Запада, достижения древних и современных исследований, жемчужин духовных и религиозных учений и теорий познания XX века. Мировоззрение, нашедшее свое воплощение на страницах Живой Этики, называлось энергетическим. Согласно ему все мироздание представляет собой одухотворенную грандиозную энергетическую систему, состоящую из различных форм энергии и энергетических структур, взаимодействующих друг с другом. Человек есть одна из таких структур. Новое философское учение повествует о закономерностях космической эволюции и особенностях нашего нелегкого восхождения по ее ступеням.

Сформировавшаяся в природном энергетическом потоке Живая Этика как бы соприкасалась с главным направлением современной науки, - продолжает Л.В. - Ее идеи звучали в разработках и теориях крупнейших ученых, таких как В.Вернадский, К.Циолковский, А.Чижевский, Тейяр де Шарден, Пьер Карлейль и многих других, чьи научные выводы подкрепляли позиции энергетического мировоззрения. Именно в переломный XX век наметилось сближение экспериментальной науки Запада с умозрительной философией Востока. Живая Этика, сведя их воедино, стала одним из важнейших условий формирования нового мышления планеты. Используя богатые достижения духовной культуры человечества, она реализует себя не через религию, как было с предыдущими учениями, а через науку. Но науку не ту, которая нам сейчас знакома, а иную, трансформированную, в которой исследуются тонкие энергии человеческого духа и миров иных состояний материи.

Тоталитарное мышление, которое долгое время господствовало в России, есть продукт религиозного сознания, его производное, экстраполированное на социально-экономическую сферу. В силу этого обстоятельства государственная идеология стала как бы своеобразной религией, где само религиозное учение заменила социально-экономическая теория - марксизм-ленинизм, бога - государство, первосвященника - вождь, святую инквизицию - идеологический отдел партии. Живая Этика в тоталитарный период власти была запрещена, как и любая другая система мысли, не вписывавшаяся в рамки ортодоксального и приспособленного к нуждам правящей элиты марксизма-ленинизма. Государство преследовало за чтение книг Живой Этики. Замеченных в таком "грехе" вызывали в КГБ, над ними затевали шумные процессы, они получали партийные выговоры, а то и просто исключались из партии. Иными словами, "грешников" отлучали от "церкви" и предавали анафеме.

В условиях зарождавшегося противостояния между религиозным и научным мышлением, сопровождавшегося колебаниями и неясностью "перестроечных" идей, возникало рериховское движение. Тогда и стала складываться та немногочисленная группа ученых, которые хорошо понимали, что идеи Живой Этики, реализовавшись через науку, должны лечь в фундамент нового планетарного мышления XX века. Эта тенденция усилилась, когда по инициативе С.Н.Рериха появилась организация, которая сейчас называется Международный Центр Рерихов. Получив из рук С.Н.Рериха наследие Н.К. и Е.И.Рерихов, Центр за несколько лет трудного и немирного существования сумел развернуть культурную, научную и просветительскую деятельность. Эта работа внесла ряд изменений в соотношение сил между религиозным и научным сознанием в самом рериховском движении и заинтересовала широкие круги культурной и научной общественности России. Все это происходило на фоне обвального крушения традиционной тоталитарной идеологии и судорожных, но тщетных поисков ее замены. Дискриминированная, загнанная в подполье в предыдущие годы, православная церковь стала расправлять крылья. Правительственные чиновники и руководители государства все чаще и чаще стали появляться на богослужениях. Держа в руках свечи и неумело осеняя себя крестным знамением, бывшие члены ЦК КПСС, секретари обкомов и высокие чиновники от тоталитаризма как бы протягивали каноническую нить между государством и отделенной от него церковью. В благостных службах в наспех отремонтированных и отреставрированных храмах в пламени свечей и звуках песнопения произошло явление исторического значения, пока еще осознанное немногими. Как бы незаметно и призрачно, по скрытным рекам человеческого духа перетекла религиозная идеология тоталитарного государства под золотые купола православия. Рост популярности идей Живой Этики и философского наследия Рерихов, увеличение числа рериховских организаций привлекли внимание как служителей церкви в разных ипостасях, так и представителей ведомственной культуры на различных ее уровнях. У тех и у других происходящее вызывало беспокойство и смятение. У тех и у других были для того основания. У первых - страх перед появлением в духовном поле страны чего-то непонятного и чуждого, трактующего о Космосе и космической эволюции, у вторых - нетерпимость к возникающей независимой культуре, - продолжает делиться своими неутешительными выводами Л.В. - Вместе с тем происходили события, свидетельствующие о том, что "мостик" между идеологией тоталитарного государства и церковью имеет двухстороннее движение. То, что не успел сделать идеологический отдел ЦК КПСС с рериховскими обществами, продолжила возрождающаяся церковь. Реальное соединение различных сил, выступавших против рериховского культурного движения, против идей великих наших соотечественников и против МЦР, произошло в 1993 году, когда вышло известное правительственное Постановление за № 1121 от 4 ноября. Под флагом создания государственного музея у существующего уже общественного музея им. Н.К.Рериха отбиралась усадьба.

Год 1993-й был ими выбран не случайно. В январе этого года скончался в Индии выдающийся художник и основатель МЦР Святослав Рерих. Нравственно не обремененным людям всегда легче воевать с мертвыми... Когда в недрах правительственного отдела по культуре готовилось вышеупомянутое постановление, к которому почему-то имел непосредственное отношение сотрудник, занимающийся конфессиями, произошел ряд событий, который совпадением во времени вряд ли можно считать случайным. В мае 1993 года под эгидой Московской патриархии и Священного Синода собирается христианский семинар "Тоталитарные секты в России". В итоговом заявлении его участников было сказано: "Мы не можем молчать перед ликом антихристианского движения, включающего в себя теософию, антропософию, Живую Этику Рерихов. Распространение их в России, происходящее с поддержкой государственных лидеров и структур, вызывают нашу тревогу. Со всей ответственностью мы свидетельствуем: учение Рерихов - это религиозная секта, не только не совместимая с христианством, но и прямо ему враждебная". Слова "со всей ответственностью мы свидетельствуем", которые, естественно, не могут быть приняты за доказательства, превзошли даже расхожие идеологические штампы недавних атеистических времен. Этому вторили люди, отстаивающие идею Государственного музея Н.К.Рериха с обязательным разрушением общественного музея (О.Румянцева, Р.Рыбаков, Н.Сазанова). В своем письме, опубликованном в "Общей газете" от 18-25 июня 1993 г., они обвиняли вице-президента МЦР Л.В.Шапошникову в том, что "мощный культурный и нравственный потенциал рериховского движения низводится ею на уровень религиозного сектантства".

Искусственно созданная для МЦР трудная ситуация привлекла к нему внимание и расширила круг крупных ученых-физиков, математиков, астрономов, философов, историков, геохимиков, востоковедов, сотрудничающих с ним. И тогда, потерявшие терпение противники всех мастей пошли на "штурм". Основные "бомбовые" и "ракетные" удары стали наноситься в последние месяцы 1994 г., сразу же после того, как Высший арбитражный суд признал недействительными пункты постановления о передаче усадьбы Лопухиных музею Востока. Полагаю, что за этой безответственностью стоят все те же властные структуры, которые принимали участие в фабрикации правительственного постановления против МЦР", - справедливо заключила Л.В. в своей статье в газете "Подмосковье".

 

 

По кругу

 

Шестьдесят лет тому назад в связи с теми же событиями вокруг имени Рерихов Гергием Гребенщиковым, другом и последователем Учения, была написана статья - "Протестую". Гнев справедливого возмущения полыхает огнем сердца в каждой ее строке:

"В некоторых дальневосточных и частью европейских и американских русских газетах появляются статьи о том, что будто бы академик Н.К.Рерих, при моем участии, решил захватить Сибирь и на самой высокой точке Алтая основать столицу масонского государства. Но всему должен же быть и предел! "Ври, да знай меру!"

Удивляться тут не приходится, ибо подобные измышления проходят красной нитью через всю нашу историю литературы. Разве не травили в свое время лучших светочей нашей культуры? Разве не интриговали против Лермонтова? Разве не называли сумасшедшим Гоголя современники его? Разве не извели клеветники прежде времени великого Пушкина, которого и теперь причисляют к разряду масонов? Разве не убили сами русские Царя Освободителя, давшего свободу крепостным крестьянам и создавшего совершеннейшие судебные уставы? Разве, наконец, не предали своего собственного, самого благоверного государя Николая Александровича его же собственные верноподданные на страшную смерть со всею Его Семьею, несмотря на то, что он так доверчиво передал Престол возлюбленному своему народу? И разве не та же ужасающая тьма клеветы ожесточила неслыханною злобою умы и сердца некогда боголюбивого православного русского народа? Потому всю силу своего негодования я адресую не профессиональным клеветникам, а тем, кто их слушает, кто в злорадстве или невежестве своего шептания помогает злому делу разрушения и веры, и надежды, и самого света Истины. Тем громче возвышаю голос своего протеста, что говорю не в свою защиту, а в защиту оплеванной, затоптанной в грязь Правды Божией, в защиту настоящей, истинно святой Отчизны, не той отчизны, лживой и кабачной, которая бахвалилась разбоями и красными петухами, а Отчизны, давшей нам мечту о Светлом Граде Китеже, наш сонм святых подвижников, наш пантеон великих творцов ныне всемирно славимой литературы, музыки, песнопений, иконописи, храмостроительства, живописи, ваяния и всех иных искусств и великих наук и жертвенных приношений человечеству. И вот за одного из самых славных сынов и творцов культуры нашей Родины, за одного из великих деятелей, прославляющего своею славою Россию на весь мир, за художника, за собрата-писателя и за достойного человека Рериха я возвышаю голос своего протеста.

Каким надо обладать низким и извращенным умом и растленным духом, чтобы, пользуясь печатным словом, бросить по адресу Академика Рериха слово о сатанинстве. Тут уже не только темное и тупое невежество, но это в самом деле сатанинское, подпольное, кромешное изуверство и мракобесие. Кто же не знает Рериха как одного из величайших воплотителей духовности и светлого начала в его полотнах, украшающих музеи и картинные галереи самых великих стран мира? Кто же не знает подвижническую беспорочную службу Русской Культуре этого человека в течение уже сорока пяти лет? И если все-таки находятся люди, которые позволяют себе бросать в него грязью, а другие люди, которые это выслушивают, печатают и распространяют, то какой же ужас в наше время жить и что-либо прекрасное творить! Рерих, которого я знаю столько лет, от которого научился и терпению, и терпимости, от которого услышал столько светлых слов и мыслей, который подает пример, как надо проносить через тьму лучшие огоньки истинного Света! Рерих, который отличается неслыханной работоспособностью и безупречной чистотой личной и общественной жизни. Русский Рерих, за которым идут его сотрудники всевозможных наций, вер и положений, готовые на всякую жертву, чтобы выполнить его как всегда прекрасный зов к чему-то светлому, неужели этот самый Рерих не заслуживает того, чтобы русские люди, все, без различия веры и местопребывания, постарались отвернуться от клеветников и остановить заражающее атмосферу злошептание?.. Рерих - наша гордость, наше достояние, один из современных светочей культуры и один из немногих, устоявших на высоте своего высокого положения, духовного и культурного.

Смотрите вокруг: кто не зашатался, кто не упал, кто не растерялся перед грозою Божьих, заслуженных нами испытаний и потрясений? И некоторые архиереи, и многие генералы, и писатели, и художники, и великие артисты, и политические деятели - многие так или иначе потрясены, многие или низложены или разложились. Но Рерих не только стоит, он все время идет, он в самые страшные годы совершает ряд культурных завоеваний, чудом переходя из страны в страну, Восток и Запад - все для него только поле расширения русской культуры. Он неустанно работает и в области искусства, и изучения Востока, и строит ряд прекрасных учреждений в странах Запада, и поднимает Знамя Мира для охраны искусств во многих государствах, и, отдавая дань уважения чужим пророкам и религиям, воссоздает свое, великое, забытое всей нацией святое дело - возрождение духовного подвига в России. Невольно вспоминаются слова одного из популярных русских современных писателей - Александра Амфитеатрова, который беззастенчиво бросил в лицо всей нашей эмиграции: "Почему мы такая дрянь?" А "дрянь" мы потому, что, считаясь христианами, мы все время сами распинаем Христа, разрывая Его ризы взаимной ненавистью, ложью, еретическим извращением фактов, неумным самохвальством и презрением ко всему тому, что выше нашего понимания. Это постоянное оплевывание ближнего, это постоянное ковыряние в глазу у соседа в поисках сучка и безнадежное ослепление целым лесом бревен в собственных глазах - все это делает нас дрянью. Если же наш ближний вышел за ограду наших предрассудков, значит он уже крамольник. Если он поднялся в мыслях своих немного выше обывательского уровня, значит он вольнодумец. Если он увлекся Божьим миром, изучает звезды или древние культуры, или древние религии - значит он масон. Если он почтительно отнесся к чужой вере - значит он отступник. Если он не разделяет погромных помыслов против инаковерующих - значит он антинационален или кому-то продается. Если он прославился своими делами на весь мир - значит он предтеча антихриста. Если Св. Евангелие переведено на 770 языков, то выходит, что из них 769 языков передают Учение Христово ложно, и только наш язык толкует все правильно. Это ли не антихристианское извращение Завета Христова, который сказал "Идите и научите все языки"... Не могу менять веры отцов и не ищу ничего более прекрасного по идее простоты и благостности, как семь великих Таинств нашей древней православной церкви, я все же считаю великим грехом предавать анафеме и многочисленных иноверцев хотя бы потому, что по- христиански глубоко почитаю свободу совести каждого народа. Считаю глубоко невежественным порицать то, о чем так мало знаю. Г.Гребенщиков. Февраль, 1935 г."

Международный Центр Рерихов подал дело о клевете на Рерихов в суд на газету "Сегодня" и авторов пасквилей. Заседание долго откладывалось по причине неявки ответчиков. Но суд вынес решение рассмотреть дело без ответчика. На очередное заседание явился представитель газеты, и только.

Тверской суд г. Москвы рассмотрел дело и принял сторону истца. Обжалование решения в городском суде закончилось утверждением решения районного суда.

 

 

"Бирбалова линия"

 

"Однажды великий Акбар провел черту и спросил своего мудреца Бирбала, чтобы тот сократил ее, не урезая и не касаясь концов ее. Бирбал параллельно провел более длинную линию, и тем самым линия Акбара была умалена. Мудрость заключалась в проведении более длинной линии.

Только представляя более длинную черту истинного действия и деятельности, мы можем уменьшить ужас нашего времени - триумф суеты ".

Н.К.Рерих, "Пути Благословения"

 

В Центре Рерихов стало уже традицией - в день рождения Н.К.Рериха проводить международную конференцию, которая, без сомнения, является еще одним утверждением мудрости Бирбала.

В октябре 1995 года ею стала конференция, посвященная 60-летию Пакта Рериха. Она проходила в стенах Российской Государственной библиотеки имени Ленина. Кроме МЦР, в ее организации приняли участие Российская Государственная библиотека, Российский Фонд Культуры, Международная Ассоциация фондов Мира, центральный Совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

На конференцию съехались со всех концов земного шара 600 представителей ста городов из Америки и Великобритании, Индии и Аргентины, Германии и Австрии, Болгарии и Латвии, Литвы, Эстонии, Украины, Белоруссии, Татарии, Казахстана, Сибири, Азии и дальнего Востока.

Приветствия конференции поступили от многих государственных и общественных организаций, в том числе от ООН и ЮНЕСКО.

С приветственным словом в адрес собравшихся выступили директор Российской государственной библиотеки имени Ленина Д.С.Филиппов, президент МЦР, народный артист России Г.М.Печников. Было зачитано приветствие Почетного гражданина и академика России Д.С.Лихачева. Выступили секретарь Санкт-Петербургского отделения МЦР, руководитель общества Рамакришны М.Н.Черятьев, заместитель директора Информцентра представительства Генерального секретаря ООН Ю.Б.Шишалин, известный и любимый всеми драматург В.С.Розов, президент Российского университета Дружбы народов В.Ф.Станис, руководитель управления Государственного контроля охраны памятников культуры В.А.Булочников, председатель центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Н.К.Корольков, директор Академии Художеств, генеральный секретарь художественной галереи, организованной в Бангалоре С.Н.Рерихом - Н.Рао, президент рериховского общества в Германии и Австрии "Мировая спираль" Г.Гавел, академик РАН Б.С.Соколов, председатель Комиссии РАН по разработке научного исследования наследия В.И.Вернадского академик А.Л.Яншин, представитель рериховского общества в Великобритании Э.Энесли, генеральный советник Всемирного фонда Ортега - академик Л.Ортега, профессор, советник посольства Монголии в России Б.Энхтувшин, главный ученый секретарь Президиума Российской Академии Художеств, профессор М.М.Курилко, представитель руководства Российского центра международного научного и культурного сотрудничества В.Н.Загребенников, президент Международного комитета Знамени Мира неправительственной организации при ООН мексиканская киноактриса Алисия Родригес. Было зачитано приветствие председателя президиума Российского Фонда Культуры Н.С.Михалкова.

Знаменательным было выступление космонавта А.Баландина. Он сообщил о полете в космос вместе с другим космонавтом А.Соловьевым и проведенной ими культурно-исторической программе, девятидневном пребывании Знамени Мира в открытом космосе. Оно сделало 144 витка вокруг земли. Полету предшествовала встреча в Москве со Святославом Николаевичем и его супругой Девикой Рани-Рерих. Они благословили их на этот полет. Поддержку оказал Д.С.Лихачев. Он обратился к руководителям космических полетов с просьбой разрешить первый культурный эксперимент в космосе. Первой датой в этой программе был день рождения воительницы Света Елены Ивановны Рерих - 12 февраля 1990 года.

С приветственным словом к собравшимся обратилась ученый, индолог, писатель и журналист, путешественник, директор Музея имени Н.К.Рериха, лауреат премии имени Дж.Неру, вице-президент МЦР Людмила Васильевна Шапошникова. Никого в зале не награждали такими овациями... Это было признание ее мужества и стойкости в борьбе за Культуру.

Резолюцией конференции стало обращение к президенту РФ, правительству РФ с требованием выполнения обязательств заветов Н.К.Рериха и волеизъявления С.Н.Рериха.

 

 

"И джинны строят храм"

 

Попытка Шабдурасулова обвинить МЦР и Шапошникову в "антиправительственной деятельности^, предпринятая им на заседании подкомитета по культуре 19 июля 1994 года, закончились тогда резким отпором Л.В.: "Личные амбиций чиновников еще не есть правительство. Отождествлять их было бы действительно антиправительственно".

Времена 37-го года прошли безвозвратно, но зато почва для процветания личных амбиций оказалась как ни в какие времена...

После того, как МЦР на третьем заседании Высшего арбитражного суда добился отмены пунктов постановления правительства, касающихся усадьбы Лопухиных, с формулировкой "решение окончательное и обжалованию не подлежит", "правительственная сторона" вышла на его Председателя - В.Ф.Яковлева. И ... очередное надругательство над Законом и совестью состоялось 14 ноября 1995 года.

"Недопустимо, - пишет в своем "Обращении к культурной общественности" академик Д.С.Лихачев 1 декабря 1995 года, - чтобы корыстные интересы отдельных чиновников или их политические амбиции были причиной для спекуляции культурным достижением мирового значения. Воистину были пророческими слова Н.К.Рериха о том, что главным испытанием человечеству будет испытание восприятием культуры".

"Нам известно, - говорится в Заявлении МЦР, зачитанном на пресс-конференции 14 декабря 1995 года в Политехническом музее Москвы, - что перед самым заседанием на Председателя было оказано грубое давление на самом высоком правительственном уровне. Иначе бы человек, находящийся в здравом уме и твердой памяти, не смог бы по собственной воле отменить решения, над которыми суд и лучшие его судьи, а их было трое, работали целый год. Телефонное право на этот раз одержало победу. Мы заявляем, что за всей этой акцией, нацеленной на разрушение одного из активно действующих культурных центров страны, стоят, кроме В.С.Черномырдина, подписавшего Постановление 1121, "великий приватизатор" А.Б.Чубайс, а также министр культуры РФ Е.Ю.Сидоров.

Мы требуем независимой юридической экспертизы протеста Председателя и решения Президиума. Мы не имеем права молчать и бездействовать. Фронт защиты Культуры, решение по которому вынесла Международная конференция, посвященная 60-летию Пакта Рериха по защите культурных ценностей, должен быть создан. В таких условиях, которые сейчас сложились в России, только сам народ и только сами носители культуры могут защитить ее. Культура есть стержень, на котором держится сам народ. Когда стержень разрушается, то исчезает сам народ. Николай Константинович Рерих, чей музей мы сейчас обороняем уже четвертый год, был одним из величайших радетелей Культуры. "Культура, - писал он, - утверждается в сердце народа и создает стремление к строительству, культура воспринимает все открытия и улучшения жизни, ибо она живет во всем мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа". Последнее - особо важно для нас. Над этим достоинством уже поднялась рука черного разрушителя. И только мы сами можем ее остановить."

 

Борьба против Центра приняла неожиданный поворот. У него стало больше друзей. И телефонное право чиновников здесь бессильно что-либо сделать. Чем больше они глумились над истиной, тем шире вокруг Центра Рерихов и Шапошниковой разрастался круг единомышленников. Даже те, кто еще вчера были опоены сладкоречивостью Рыбакова и его компании, сегодня прозревали.

Ошибаются все. Но признают ошибки только сильные духом.

Из газеты духовного единения "Знамя Мира" за № 11 (36), декабрь 1995 года - "Заявление Правления Международного Центра Рерихов на пресс-конференции 4 декабря 1995 года".

 

Нет, вы, читатель, не ошиблись. Это Заявление действительно было опубликовано в газете, которая была оплотом Рыбакова и его компании. Долго и упорно продолжали "духоборцы" со страниц этой газеты вводить в заблуждение себя и рериховское движение, покупая каждого на самости и амбициозности. Но то, что этому пришел конец - хвала силе духа, сумевшей сбросить с себя наваждение. Хвала и врагам. Количество лжи, пролитой в адрес Шапошниковой и Рерихов, перешло в качество. "И джинны строят храм"!

 

"По целому ряду причин мы, редакция газеты "Знамя Мира", занимали критическую позицию по отношению к МЦР. Но сейчас наступило время и такие события, когда необходимо забыть наши распри и ссоры и объединиться против бешеного наступления тьмы. Передачей здания МЦР музею Востока чиновники от государства пытаются закрыть сам Центр, загнать нас в прошлое, когда книги Учения Огня переписывались от руки. Но не загасить факел спасительных знаний! - прозревает на страницах декабрьского номера 1995 года редколлегия газеты "Знамя Мира". -, Пришло время испытаний. Мы должны встать над своими личными симпатиями и антипатиями во имя спасения дела Культуры. В преддверии своей окончательной гибели тьма наносит метко рассчитанный удар: опрокинуть МЦР, много делающий для истинно культурного просвещения людей. Нетрудно догадаться, откуда идет это наступление".

 

В середине лета 1996 года независимая экспертная коллегия в составе независимых адвокатов и юристов провела расследование дела МЦР и подтвердила правоту истца. Заключение было отправлено в отдел культуры правительства РФ - И.Шабдурасулову.

Им дан шанс...

"Родные мои! Напрягитесь! Сделайте из невозможного - возможное!" - голосом, полным глубокого страдания и любви, обратилась Елена Ивановна из Обители Света. Я не могу этот призыв замкнуть только на себе... - Родные мои!... Сделайте..."

Как верят Они в нас, какие Силы устремлены к нам! "Нет горше ничего на свете, чем разъединение там, где требуется объединение. Ни с чем не сравнима скорбь души, когда наступает осознание всего нами упущенного... Жизнь сложна, и карма переплетает многих людей, и как друзья, так и враги приближаются к очагу света. Руки темные не дотянутся, если будем вместе", - неустанно одно и то же писала Е.И. друзьям в Америку во времена позорного для страны судебного процесса.

Вы знаете, что произошло из-за разъединения сотрудников. Неужели не извлечем для себя опыта из того времени, которое погубило в итоге светоча Культуры - Н.К.Рериха. Какие жертвы еще нужны? "Ведь лейтмотив трех апостатов (Хорши-Лихтман) был и есть, что они не могли работать с сотрудниками и что вся деятельность останавливалась из-за Вашего нежелания кооперировать. Потому докажем полным объединением сил, что они клеветали и клевещут. Родные наши, умоляю, напрягите Ваши силы, чтобы ни один Свет не был отставлен. Ведь Высшая Мудрость видит то, что мы не видим".

Как похожи события, происходящие у нас в России, на те, что были в Америке в тридцать седьмые-тридцать восьмые годы... "Неужели достойные граждане Америки не возмутятся тем, что шайка грабителей, опираясь на влиятельную поддержку члена кабинета правительства, может безнаказанно захватить и надругаться над общественным достоянием и ограбить духовно и физически целую группу людей? Не было еще случая в истории культуры ни одной страны, чтобы было допущено такое издевательство над общественным началом и такое ограбление, - пишет с горечью и болью в сердце Елена Ивановна сотрудникам в Америку с твердой верой в нас, в свою страну, - также скажите адвокату, что конечно противники сильны тем, что у них имеется страна, тогда как мы сейчас не имеем такой защиты. Но страна наша воскресает. Также укажите, что все это чудовищное ограбление, захват произведений художника, его труда почти за четверть века будет ярко отмечено в истории культуры народов, и если не сейчас, то через несколько лет. Истинно, страна наша воскреснет, и в свое время она скажет и найдет подходящие слова, чтобы заклеймить предателей... Не были ли мы свидетелями за последние годы тяжкого непонимания и отступничества даже среди тех, на поддержку которых мы могли вполне рассчитывать? Вы знаете, родные, о всех уклонившихся. Да, тяжко сознавать, что Америка, в которую мы верили всем сердцем, выказала в отношении нас такую несправедливость, такую жестокость!.. Никто не имеет смелости и благородства твердо высказать свое мнение и придержаться его. Каждый хочет оставить себе лазейку в другую сторону... Эта двойственность и есть болезнь веке, близкая, вернее, сестра спекуляции, и она во всех случаях губительна... Но не учли темные, что наша решимость есть решимость до конца, и, благодаря Щиту Света, никакие тучи не могут заслонить цели. Никакие нашептывающие и смущающие голоса не могут поколебать нас. Мы знаем свой путь, знаем о тактике адверза и в полном доверии продолжим его".

Мы знаем свой путь. И продолжим его

 

 

 

"Духовный образ России"

 

"Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира ".

Е.И.Рерих

 

"Россия оказалась энергетическим центром планеты, в пространстве которого разыгралась космическая драма духовно-культурной эволюции. Драгоценный кристалл русского духа был тем магнитом, на котором эволюция стала ковать энергетику нового планетарного мышления XX века ".

Из доклада Л.В.Шапошниковой

"Новое планетарное мышление в России"

 

В октябре 1996 года, на международной конференции, как всегда приуроченной ко дню рождения Н.К.Рериха, в главном зале Политехнического музея Москвы, который за свои 89 лет запечатлел выступления Нильса Бора и Норберта Виннера, Мережковского и Маяковского, Рахманинова и Скрябина, Гиппиус и Термена, Бердяева и Блока, первого космонавта мира Гагарина и многих, многих других знаменитостей мира девятнадцатого и двадцатого веков, собрались ее участники. Конференция была посвящена "Духовному образу России в философско-художественном наследии Н.К. и Е.И.Рерихов".

На этот раз число организаторов конференции пополнилось за счет вновь созданной общественностью и Международным Центром Рерихов "Международной Лиги защиты Культуры". Кроме нее и МЦР, организаторами конференции стали информационный Центр ООН в Москве, Московское бюро ЮНЕСКО, Международная Ассоциация фондов Мира, Российский Фонд Культуры, Российская Академия Художеств, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, научно-производственная фирма "Знание".

С приветственным словом выступили генеральный директор общества "Знание" В.Ф.Хозов, председатель исполкома Международной Ассоциации фондов Мира Т.Г.Григорьев, представитель Генерального секретаря ООН в Москве Самир аль-Жижакли, Чрезвычайный и полномочный посол Индии г-н Роненсен, представитель Госдумы РФ В.Савчук, представитель посольства Монголии Энхтувчин, директор музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке Д.Энтин, академик РАН А.Л.Яншин, от Академии Художеств - М.М.Курилко, от общества "Италия-Россия" Ломбардии - Д.Барсоки, от Германского общества "Мировая спираль" - член правления Лора Сейлер, академик Б.С.Соколов, глава миссии Рамакришна в Москве и Санкт-Петербурге Свами Джотирупананда, вице-президент Лиги защиты Культуры Н.С.Бондарчук, почетный академик Российской Академии образования Ш.А.Амонашвили, академик Российской академии образования Б.М.Бим-Бад, президент университета Дружбы народов В.Ф.Станис, директор Клуба Реалистов Н.Б.Жукова, которая горячо начала свое выступление: "Мы приветствуем Людмилу Васильевну в ее борьбе за Культуру!"

Можно смело констатировать тот факт, что международные ре-риховские конференции вписали главную страницу в формирование нового мировоззрения и самого облика науки будущего, "сумели вовлечь в этот процесс лучшие научные и культурные силы страны", как признала пресса.

Атмосферу присутствующих на конференции определил космонавт-исследователь В.Аксенов: "В этом зале собралась, пожалуй, самая способная к восприятию духовности аудитория не только в нашей стране, но и в мире".

"Нам нужно на основе Живой Этики и других близких концепций сформировать в нашей стране поколение граждан, для которых духовная жизнь будет главной ценностью существования", - сказал академик А.Л.Яншин.

 

Фундаментальный и основополагающий доклад Л.В.Шапошниковой - "Формирование нового мышления и Россия", как всегда, оказался настолько глубок, ярок и содержателен в выражении исторических явлений, произошедших в России с начала двадцатого века, что зал встал в рукоплескании и долго бы стоял, если бы не решительный жест Л.В., пресекающий всякое поклонение. Но это "стояние" было высшим признанием силы духа ученого, прозревшего в такие нюансы бытия, и благодарностью, что стали соучастниками еще одного гениального осмысления ею роли России во всем мире, ею, по праву признанной всеми, и врагами прежде всего, лидером рериховского движения на планете; "драгоценный кристалл русского духа стал тем магнитом, на котором эволюция стала ковать энергетику нового планетарного мышления XX века".

Сколько ученых прозрело за эти годы в лучах Живой Этики, лучах знания Л.В. Завсегдатаями конференций стали директор Международного института теоретической и прикладной физики А.Е.Акимов и заведующий лабораторией этого института, академик академии нового мышления, президент научной компании венчурных и нетрадиционных технологий Г.И.Шипов, академик и лауреат Ленинской и Государственной премий В.В.Струминский, академик, председатель комиссии РАН по разработке научного исследования В.И.Вернадского А.Л.Яншин, ведущие специалисты института астро-геосоциальных исследований Академии естественных наук России, ведущие педагоги-новаторы, искусствоведы, художники, астрономы и многие, многие другие...

 

В напряженной борьбе продолжает свое главное делание Международный Центр Рерихов. Делал и будет делать, как бы кому изнутри и снаружи ни хотелось все переиначить. Никакие силы уже не смогут повернуть колесо эволюции вспять. Космический Магнит заложен. И посему быть Центру Рерихов!

"В грозе и молнии кует народ русский славную судьбу свою. Обозрите всю историю русскую. Каждое столкновение обращалось в преодоление. Каждое разорение оказывалось обновлением. И пожар, и разор лишь способствовали величию земли русской," - писал великий русский провидец - Н.К.Рерих.

 

Я закончила главную главу жизни и подвига Л.В. и поймала себя на мысли, что, начиная писать об Л.В. в единственном числе, закончила во множественном. Международный Центр Рерихов и имя Л.В.Шапошниковой неотделимы. Жизнью и деятельностью этого по праву доверенного лица Учителей за короткий срок в самом центре Москвы, России, вознесся Храм Культуры. Это она силой своего духа сплотила ряды единомышленников во всем мире вокруг Центра, ряды тех, кто твердо стоит на позиции Учения, кто обрел знания и дерзает знать.

В раже злобы профессор Сенкевич назвал ее гуру. Признание противника лишь утвердило истину, она - Гуру. Учитель. Учитель с большой буквы. Последователи Учения не творят себе кумира. Они хорошо помнят и заключительные строки Л.В. в статье "Учителя": "Учитель - это прежде всего вечный ученик. Когда Учитель перестает быть учеником, он перестает быть Учителем". Именно в этом сила духа Л.В. Она, начав свою жизнь, как и Петр Великий с "потешных игр", увлекавших ее мысль в иные миры, "прорубила окно", "окно" духовного знания, ведущего человечество к Свету, ведущего в Беспредельность, в Бессмертие...

Москва, май, 1996г.

 

 

К оглавлению

Назад

Далее

 

 

 

 

 

На главную страницу

 

Hosted by uCoz